Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В МАДОУ «Детский сад № 122» созданы условия для осуществления образовательного процесса с детьми раннего и дошкольного возраста. Для каждой возрастной группы имеется всё необходимое для полноценного функционирования. Все помещения: раздевальная, групповая, туалетная, умывальная, оборудованы в соответствии с санитарными нормами и их назначением.
В детском саду функционируют 13 групп.
Группы оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ООП ДО.
Кабинет учителя-дефектолога находится на первом этаже здания детского сада.
Кабинет соответствует необходимым техническим и санитарно-гигиеническим требованиям:
- имеет источники естественного (1 окно) и искусственного освещения (2 светильника);
- комфортный температурный режим поддерживается радиаторами отопления;
- в помещении установлена система пожарной безопасности;
- регулярно осуществляется проветривание и влажная уборка.
Для проведения индивидуальных занятий в кабинете предусмотрены рабочие места на одного педагога и одного ребенка (подгрупповые занятия проводятся в соседнем помещении).
Кабинет оборудован шкафом для пособий, магнитно-маркерной доской, зеркалом, интерактивной развивающей панелью "Подсолнух". Комплект программ, установленных на интерактивном оборудовании, содержит увлекательные игры и задания для занятий с ребенком под руководством взрослого. Материалы игр направлены на развитие у детей мелкой моторики, логического мышления, речи, творческого потенциала.
Перечень дидактических пособий в кабинете учителя-дефектолога содержит материалы для:
- диагностики,
- сенсомоторного развития,
- развития фонематического восприятия и подготовки к обучению грамоте,
- ознакомления с окружающим миром,
- развития элементарных математических представлений,
- развития психических процессов (внимание, восприятие, мышление, память, речь, воображение).
В логопедическом кабинете развивающая среда организована таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечивать самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность. В кабинете логопеда представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Для коррекции звукопроизношения имеется необходимый логопедический инструментарий и дидактический материал для закрепления звуков. В оборудовании кабинета имеется настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений. Делая акцент на развитие связной речи, логопед оснащает кабинет более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин. В центре развития связной речи в кабинете логопеда постоянно находиться две-три серии картинок и две-три сюжетных картины.
Мебель в кабинете соответствует потребностям детей с НОДА ( ходунки, кресла и т.д.)
Пространство музыкального зала трансформируется в зависимости от образовательной ситуации (от темы, от формы и вида деятельности), в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей:
По желанию детей зал может трансформироваться в театральную сцену, благодаря двум шторам, находящимся в середине зала.
Используется декорирование зала детскими творческими работами (аппликациями, рисунками и поделками) которые можно закрепить на тесьме с помощью декоративных прищепок.
Многие предметы, находящиеся в зале, используются детьми для моделирования тематической ситуации: модули – для домика; стулья – паровоз, автобус, лошадки и т. д; спортивные палочки, обручи и ленты – обыгрывание маленького пространства (домики, река, деление пространства и т. д.).
Среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ: созданы условия реализации образовательных областей: физическое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие.
В музыкально-ритмической деятельности, в театральной деятельности, танцевальной деятельности для развития физических качеств используются:
- Спортивные гимнастические ленты на палочках, гофрированные ленты на палочках, ленты из гофрированной бумаги, ленты на кольцах (короткие и длинные, разноцветные), ткань «осенний ковёр», шарфы из органзы (бордовые, белые, зелёные)
- Штокольные атрибуты: «Ёлочки», «птички», «рыбки», «листья» (кленовые, дубовые, яблоневые – осенние и летние);
- Цветы декоративные на высоких стеблях
- Бабочки подвижные на палочках
- Иллюстративный материал («Картотека танцевальных движений») для сохранения и укрепление физического и психического здоровья детей, формирования представлений о здоровом образе жизни через музыкальное воспитание.
Для познавательного развития:
- Картотека считалочек и развивающих музыкальных игр.
- Портреты композиторов
- Атрибуты различные по цвету: на три цвета, на два цвета и по цветам радуги (ленты, платочки, бабочки, цветы).
- Атрибуты различные по размеру (ленты, кубики, колокольчики, бубны, маракасы)
- Картотека музыкальных загадок
- Развивающая игра: «Кто на чём играет?»
- Интерактивные видеоигры: «оркестр», «ритмические загадки»
- Дидактическое дерево (украшается согласно сезонной тематики и разновидности дерева: яблоня, клён, дуб)
Музыкальные инструменты различных тембров и видов:
1. Детские гитары (3 шт.)
2. Металлофоны (3 шт.)
3. Ксилофон (2 шт.)
4. Цимбалы (2 шт.)
5. Бубны (6 шт.)
6. Музыкальные молоточки (12 шт.)
7. Ложки деревянные (10 шт.)
8. Деревянные палочки (30 шт.)
9. Треугольники (5 шт.)
10. Металлические колокольчики (20 шт.)
11. Диатонические колокольчики (8 шт.)
12. Глиняные колокольчики (2 шт.)
13. Хрустальные колокольчики (2 шт.)
14. Глиняные свистульки (3 шт.)
15. Бубенчики (5 шт.)
16. Детские маракасы (3 шт.)
17. Дудки (2 шт.)
18. Гармошка (1 шт.)
19. Детский аккордеон (3 шт.) и прочее.
Для художественно-эстетического развития:
- Картотека картинок и художественных иллюстраций по различным темам.
- Костюмы театральные детские и взрослые и элементы костюмов: фартуки «овощи и фрукты»; костюмы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Снегурочка», «Дед Мороз», «Клоуны» и др. «петрушки», животные (медведь, волк, заяц, лиса, мышка, лягушка, кот, ёж), шляпки снеговиков, шляпы для танца джентельменов, сарафаны, косоворотки и др.
- Презентации по музыкальному воспитанию и другим темам, связанным с тематикой музыкальных занятий и мероприятий.
- Мультимедийные обучающие игры
- Декорации по различным темам: «сказки», «природа», «цирк» и так далее.
Для социально-коммуникативного развития:
- Картотека и фонотека коммуникативных: танцев, музыкальных игр
- Атрибуты для коммуникативных танцев: «фетровые шляпки», верёвочки, палочки и так далее.
- Картотека музыкальных игр и хороводов русского фольклора
- Атрибуты для девочек и мальчиков: розовый цветок и голубой цветок, платочки для танцевальной деятельности (синие и красные), кораблики оригами для мальчиков, ленты-ручейки для девочек, платки-метели для девочек, фонарики для мальчиков «гномов», «галстучки для мальчиков» и так далее.
- Декорации к традиционным праздникам: «8 марта», «Новый год», «23 февраля», «День победы»
Для речевого развития:
- Картотека пальчиковых игр
- Логоритмические игры и танцы
- Дидактические игры: «Музыкальная тучка» и «Фруктовая музыка»
- Гимнастика для язычка
- Картотека фольклорных игр и хороводов под собственное пение.
Все игры и пособия во время музыкальной деятельности доступны всем детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Подобраны специальные упражнения компенсаторного характера раскрывают детям понимание новых способов социальных контактов. С этой целью используются игры и игровые ситуации по типу: «Угадай, где позвонили?», «Назови, чем постучали?», «Кто позвал».
Для ориентировки в пространстве в танцевальной деятельности используются ориентиры: кружки определённого цвета, цветы, лужи, снежинки, грибы, ленты, верёвочки, кегли, обручи, конусы, зонтики и прочее
Для развивающих игр - яркие игровые предметы и игрушки, как контрастных цветов (зелёный, красный, синий), так и промежуточных (синий, голубой, красный, оранжевый).
Для более удобного различения левой и правой сторон педагог предлагает детям игровые браслетики: ленточки, помпоны, листики, резиночки.
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога в соответствии с ФГОС является содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Кабинет разделен на зоны, которые соответствуют основным направлениям работы педагога-психолога: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.
Созданная развивающая предметно-пространственная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально - волевой сферы.
С учетом основных направлений деятельности педагога – психолога помещение территориально включает несколько центров, каждый из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
- Рабочий центр – необходима для организационно-планирующей деятельности педагога-психолога.
- Центр индивидуальных и подгрупповых занятий – предполагает непосредственное взаимодействие психолога с детьми.
- Консультативный центр – пространство для взаимодействия с родителями, воспитателями, педагогами.
- Центр релаксации – предполагает эмоциональную разгрузку.
Центр для проведения коррекционно — развивающих индивидуальных занятий хорошо освещен и включает в себя:
- Столы детские
- Стулья детские;
- Песочные планшеты с подсветкой;
Консультативный центр включает в себя:
- Рабочий стол педагога - психолога;
- Два кресла;
- Полки для хранения документов;
- Документы, регламентирующие деятельность педагога - психолога;
- Набор диагностических методик;
- Стимульный материал для проведения диагностики.
Для проведения релаксационных упражнений в кабинете имеется сенсорное оборудование:
- Кинетический песок
- Сухой бассейн
- Пальчиковый бассейн
- Сенсорная панель «Звездное небо»
- Фиброзанавес «Каскад»
- Интерактивная свето-звуковая панель «Природный мир»
- Пособие «Домик» с дверками и замочками – 3 шт
- Планшет для ЭБРУ
- Декоративно-развивающая панель «Лесное царство»
- Декоратиная панель «Дерево»
- Вертикальные прозрачные мольберты
В кабинете педагога-психолога также имеются:
- Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми
- Игры и пособия на развитие сенсорной интеграции, на развитие психических процессов, на снятие психоэмоционального напряжения.
Кабинет соответствует требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Песочный стол - 1 шт
Световые планшеты - 9 шт
Песок, по количеству столов
Для проведения релаксационных упражнений в кабинете имеется сенсорное оборудование:
- Кинетический песок
- Сухой бассейн
- Пальчиковый бассейн
- Сенсорная панель «Звездное небо»
- Фиброзанавес «Каскад»
- Интерактивная свето-звуковая панель «Природный мир»
- Пособие «Домик» с дверками и замочками – 3 шт
- Планшет для ЭБРУ
- Декоративно-развивающая панель «Лесное царство»
- Декоратиная панель «Дерево»
- Вертикальные прозрачные мольберты
В кабинете педагога-психолога также имеются:
- Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми
- Игры и пособия на развитие сенсорной интеграции, на развитие психических процессов, на снятие психоэмоционального напряжения.
Кабинет соответствует требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
Наличие оборудованных библиотек
В МАДОУ "Детский сад №122" функционирует библиотека, где книги и журналы находятся в свободном доступе. Дети вместе с родителями могут взять понравившуюся литературу домой, для семейного чтения, предварительно записав её в журнал выдачи книг.
В методическом кабинете имеется литература для педагогов, специалистов, библиотека детской литературы, дидактические пособия, наборы наглядного материала для организации различных видов детской деятельности.
Методическая литература размещена по разделам:
- «Физическое развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие»,
Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы», сборники сказок, малых фольклорных форм.
Значительное место отводится периодическим изданиям профессиональной направленности.
Библиотечный фонд ДОУ регулярно пополняется.
Наличие оборудованных объектов спорта
Спортивное огборудование, тренажёры.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических материалов, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал и тд)
- электронные образовательные ресурсы ( образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
- вудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, мгнитные доски).
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ «Детский сад № 122»
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ.
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для педагогов и административного управления имеется — 9 ноутбуков и персональных компьютеров, 4 из которых имеют выход в Интернет; 1 мультимедийный проектор.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет:
- повысить эффективность образовательного процесса, так как включение в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
- использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
- сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.
В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте ДОУ размещаются нормативные документы, касающиеся организации образовательного процесса.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей:
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - https://minobrnauki.gov.ru/
Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru
Официальный сайт Министерства образования Вологодской области https://minobr.gov35.ru/
Официальный сайт АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» - https://viro.edu.ru/
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
Федеральный институт развития образования https://firo.ranepa.ru/
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. (Официальные документы. Надзор. Контроль качества образования (ЕГЭ). Лицензирование. Аттестация.) https://obrnadzor.gov.ru/
Национальный проект "Образование" https://rost.ru/projects/